ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЧЕСТВО: КРАТКО О РАЗНОГЛАСИЯХ
Папа Бенедикт XVI ещё в бытность свою кардиналом Ратцингером навлёк на себя
гнев некоторых православных России. Он напомнил, что с точки зрения Вселенской
Церкви все национальные Церкви - Русская и Римская, Финская и Американская - сёстры,
но некоторые сёстры бывают отделившиеся, "отделённые". На таком дипломатическом
языке блудный сын - "отделённый". "Отделённая сестра" - та,
которой не нравится, что все сёстры равны, которой хочется быть равнее прочих
и которая поэтому ушла из дому.
Позиция Папы Ратцингера кажется шагом назад по сравнению со Вторым Ватиканским
собором, который назвал Православные Церкви Востока "сёстрами". Но тогда,
в 1964-м году, и не уточняли, о каком сестринстве идёт речь. Просто тех, кого
раньше называли раскольниками ("схизматиками") признали всё-таки членами
семьи.
"Раскольник" - терминология полицейского протокола, "сестра"
- терминология пусть ссоры, но семейной. Московская Патриархия так и не признала
Римо-Католическую Церковь - Церковью, а её членов - братьями и сестрами во Христе.
В последние пятнадцать лет резко выросло число русских православных, считающих
католиков нехристями или даже антихристовыми служителями, и многие епископы Патриархии
поощряют такие настроения.
Кто боится единства и равенства, упрекает других в гордости. Самое распространённое
обвинение в адрес католиков в сегодняшней России: католики-де подменили Бога и
Церковь - Папой, который должен быть всего лишь "первым среди равных".
Пап обвиняют в том, что они свою "безошибочность" использовали ошибочно,
провозгласив новые догматы о Матери Спасителя: что она была зачата "непорочно",
избавлена от греха с первой секунды жизни, и о том, что она была телом вознесена
на небо.
Католики в ответ на обвинения предпочитают вежливо молчать, сказано и так уже
слишком много. Историки отмечают, что многие православные публицисты обвиняют
именно своих иерархов - патриарха Константинопольского, патриарха Московского
- в склонности к диктатуре, к ущемлению прав других епископов. Опросы показывают,
что абсолютное большинство "рядовых" православных относятся к Матери
Божией с такой же набожностью, как и католики, видят в празднике Успения именно
воспоминание о телесном вознесении Марии.
Правда, не сведущие в богословии прихожане считают католиков чужаками, но не
из-за теоретических, а практических расхождений: крестятся не в ту сторону и всеми
пальцами, во время Евхаристии используют пресный хлеб (многие суеверно полагают,
что дрожжи делают хлеб "живым"). Многое, в чём русские православные
обвиняют католиков, характерно и для большинства православных славянских стран
и Америки (посты не так обязательны, службы не так длинны, как в России).
Были времена, когда православные и католики почти не соприкасались друг с другом,
когда не было повода обвинять друг друга в "прозелитизме" (переманивании
верующих незаконными способами). Были времена, когда католики считали ересью учение
об исхождении Духа Святого через Христа (позднее они включили это учение в Символ
веры). Были времена, когда Папы не претендовали на безошибочность. Но и в те времена
православные и католики враждовали друг с другом: первый конфликт христиан Запада
и Востока отмечен в 154-м году. Означает ли это, что причины конфликта столь глубоки,
что преодолеть разделение не удастся? Или, напротив, причины конфликта столь суетны,
что коллективное смирение и благодать могут положить ему конец хотя бы и в понтификат
Бенедикта XVI? Ответ зависит не от истории, а от выбора ныне живущих людей.
Далее подробно. |